• НАБОР НОВЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ

    на программу МВА "Топ-менеджер" (специализация "Маркетинг")
    начало занятий на вечерней форме обучения ежегодно с октября,
    начало занятий на модульной форме обучения ежегодно с ноября;

    на программу профессиональной переподготовки "Маркетинг"
    вечерняя форма обучения стартует ежегодно в сентябре (1 поток) и в марте (2 поток), начало занятий на модульной форме обучения ежегодно в ноябре.

    Ждем всех желающих!

     

     


    Отличная новость!

    Поздравляем всех сотрудников нашего Центра, преподавателей и слушателей программы МВА "Топ-менеджер" (специализация "Маркетинг") с получением международной аккредитации на 5 лет!

    Аккредитация проводилась в течение всего текущего года международным агентством по обеспечению и поддержанию качества образования FIBAA на основании международных критериев качества и стандартов оценки и в соответствии с принципами Болонской Декларации.

     



    приглашаем записываться на очередные мастер-классы 5 и 27 апреля:

    Дмитрий Коноплянский, генеральный директор консалтинговой компании "Алгоритм", эксперт, бизнес-тренер и бизнес-консультант

    Тема 5 апреля: «Эмоциональный интеллект»

    Тема 27 апреля: "Управление конфликтами"


    Для выпускников запись на наши Мастер-классы по телефонам
    (495) 434-9504, 434-9115;

    записаться по электронной почте



     

    в декабре 2018 года нашему Центру - 26 лет!

    Наш Центр - самый первый, самый старый и самый опытный Центр в Президентской Академии

     

     


     

    Следите за нашими проектами для слушателей и выпускников в разделе "Планируемые мастер - классы" Все мероприятия уже распланированы до конца учебного года! Записывайтесь и приезжайте! просьба обратить внимание на то, для кого предназначен тот или иной мастер-класс: на тренинги и мастер-классы с пометкой "только для слушателей" записи нет




    В разделе "Наше видео" выложены мастер-классы. Заходите посмотреть!



    Читайте новые статьи Директора Центра "Бизнес и маркетинг" И.В.Сапрыкина в разделе Публикации



    У нас большое пополнение в разделе "Фото- видеоматериалы": смотрите встречи с Комиссаровым А.Г., Охлобыстиным И.И., Валуевым Н.С., Пепеляевым И.Е., Торшиным А.П., Журовой С.С., Куликовым Р.Б. и другие проведенные мастер-классы.




    По итогам рейтингования лучших российских программ МВА-2010 наша программа «МВА-Маркетинг» (старое название программы МВА "Топ-менеджер" (специализация "Маркетинг")) признана лучшей из всех МВА-программ АНХ при Правительстве РФ и заняла четвертое место среди всех программ 25 лучших бизнес-школ РоссииЧитать далее...



    По итогам опроса Гильдией маркетологов 499 экспертов из 44 городов России, мы заняли 2-е место в номинации "Лучший вуз по программам второго высшего и дополнительного образования по маркетингу в 2010-м году", солидно опередив МГУ и немного уступив ГУ-ВШЭ!

     

     
  • Благодарим наших партнеров

    руководителей Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства Москвы, а также - топ-менеджеров компаний "Ростелеком", "Мегафон", "МТС", "AUDI RUSSIA", "АвтоВАЗ", "Х5 Retail Group", "Евросеть", "Адамас", "Седьмой Континент", "Хоум Кредит", ИД "Комсомольская правда", "DNC COSMETICS LTD", "SPLAT", "UMG", "Cirque du Soleil Rus", "AMEDIA", "Русагро", "Санрайз тур", "Айсберри", "Дымов", "Биосфера", певицу Варвару и руководителей Организационного комитета XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи - за практическую помощь в организации учебного процесса, в подготовке заданий, в проведении Мастер-классов и в работе комиссий!  
На главную Интервью и публикации Статьи Кризис и санкции –это не только проблемы, но и новые возможности!

Кризис и санкции –это не только проблемы, но и новые возможности!

(Статья опубликована в научно-практическом журнале «Актуальные вопросы инновационной экономики», № 8, 2014г.)

Игорь Сапрыкин,

к.э.н., директор Центра «Бизнес и маркетинг» РАНХиГС при Президенте РФ


 



Бизнес уже никогда не будет таким, как прежде. Спады в экономике наблюдались не единожды, следовательно, надо учиться извлекать пользу из любых перемен.

Статья о том, какие условия диктует кризис и как бизнесу подстраиваться под новые реалии в условиях санкций.

 

 



 

Предприниматели, вышедшие из 90-х и пережившие прошлые кризисы, в растерянности – кризис не кончается, выход из него затягивается. Уже нет былого роста рынка, превосходящего инфляцию роста спроса, высокой динамики роста прибыли, да и управленческие ошибки стали всё заметнее.

А что если это не структурный десятилетний кризис, а полностью изменившийся мир, в котором ничего не происходит само по себе, и в котором управлять бизнесом нужно абсолютно по-другому?

Если раньше, в условиях рыночного роста, бизнес расширял ассортимент, географическое присутствие, мощности и площади, то в условиях стагнации всё внимание должно уделяться управлению ассортиментом, издержками, активизации операций слияния и поглощения.

В этих условиях бизнесу нужны маркетинг и активные продажи. Мало кто во времена повышенного спроса занимался маркетингом и изучением потребителей. Тогда доходы в основном росли за счет открытия новых точек продаж, тогда как динамика продаж в старых точках постепенно снижалась.

Рецессия только ускорила приход нового этапа в развитии бизнеса, потребовала изменения «правил игры» на стагнирующем рынке, применения абсолютно других подходов в организации производства, маркетинга, продаж, логистики, инвестиций и т.д.

Искренне жаль тех отставших от жизни предпринимателей, кто продолжит, снижая затраты, сокращать штат, открывать заведомо убыточные филиалы, расширять ассортимент, и безнадежно ждать окончания кризиса.

В условиях работы в ВТО, их легко вытеснят иностранные компании, чьи методы работы отличны от методов многих наших компаний и которые, уделяя внимание деталям, правилам, инструкциям и процедурам, всегда особо успешны в условиях конкурентной борьбы за каждый процент роста.

Если наши предприниматели чаще берут смекалкой и верой в удачу, то иностранные – продуманной стратегией, тактикой и точным расчетом.

Бизнес уже не будет прежним. Прошлый бизнес-опыт уже не так важен, как важны управление маркетингом, технологии продаж, стратегическое и оперативное планирование, оптимизация бизнес-процессов – т.е. то, чему учат на программах MBA, оказывается очень востребованным.

Падение доходов бюджета, стремление экономического роста к нулю, продолжающийся сильный отток капитала, реальное падение доходов населения в ряде регионов, и как следствие этого, сокращение правительством бюджетных расходов и принятие программы мер бюджетной экономии – всё это признаки ослабления финансовых возможностей России.

При общем спаде в экономике, снижается платежеспособность граждан и предприятий, ухудшается качество заемщиков. Банки, привыкшие работать в условиях постоянного роста доходов граждан и растущей готовности брать кредиты и размещаться в депозиты, теперь будут иметь дело с беднеющим населением. При этом, увы, тщетны все попытки власти замедлить рост кредитования частных лиц, чтобы банки переключились на займы реальному сектору. Крупные банки и дальше продолжат финансировать неокупаемые инфраструктурные проекты, и «затыкать дыры» в региональных бюджетах.

В общем, «доходные нулевые» закончились не только для россиян, большинство которых так и не почувствовали эту «доходность», но и для банков, которым теперь придется активно бороться за беднеющих клиентов.

Кроме того, позыв власти «уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой, что потребует смены не только места работы, но и профессии и места жительства», еще более усугубляет нынешнюю ситуацию.

В таких условиях и маркетинг будет абсолютно другим. При этом производителям важно не останавливаться и фиксировать прибыль, а продолжать быстрее меняться, реально оценивать потребности населения, учитывать устойчивый тренд на избирательность и экономию, стремление получать экологичные и экономичные товары по доступным ценам.

Это потребует дополнительной нагрузки на маркетологов компаний. Бизнесу, в современных условиях, жизненно необходим постоянный мониторинг рыночной ситуации, с целью: выявления изменений в сегментировании рынков и позиционировании товаров, определения освобождающихся «ниш», изучения новых возможностей для бизнеса и проведения исследований для внесения изменений в производство товаров.

Продвижение продукции компании также потребует: активизации разъяснительной деятельности о наличии преобладающих качественных преимуществ предлагаемого потребителям товара; честного и детального объяснения существенных отличий от аналогичной продукции конкурентов.

Таким образом, в новых условиях, выигрывает бизнес, основанный на точном расчете, честном и личностном маркетинге, индивидуальной работе с персоналом и клиентами, использующий возможности активного вовлечения потребителей в процесс создания, развития и продвижения товара.

И абсолютно не правы те руководители бизнеса, кто в сложившихся условиях, в первую очередь стремится избавиться от маркетологов, постоянно делая ставку на жесточайшую экономию или наоборот, - бездумное инвестирование в массированные продажи. Это прямой путь к банкротству. При этом, всегда важно помнить, что кризис – это не только проблемы, но и новые возможности. Уверен, что каждому из нас есть о чем задуматься и чему поучиться друг у друга.



 

О последствиях вводимых Евросоюзом санкций против России

Похоже, США, Канада и Евросоюз хотят не только ограничить нас извне, но и сделать всё, чтобы мы сами себя ограничили, не успев подготовиться к импортозамещению. В последнее десятилетие было больше возможностей для инвестирования в развитие наших отраслей, чем сейчас, но они так и не были использованы. Очень жаль, если наше импортозамещение будет основываться только на голом патриотизме и личном энтузиазме.

Хорошо, если в Правительстве РФ все взвесили и в списке товаров, будут те продукты, которые уже можно заместить, и те, в которых нет первоочередной нужды. Очевидно, что производители будут искать ресурсы, чтобы развернуть и увеличить производство, только после того, как получат от власти четкий сигнал о том, что их продукция будет востребована, Но для этого предстоит резко изменить систему закупок у производителей, сделать ее правила простыми, понятными и подконтрольными. Увы, пока с трудом верится, что оптовики поедут закупать продукты по городам и селам.

Занимаясь бизнес-образованием отечественных предпринимателей, знаю реальную ситуацию и всегда горжусь успехами лучших. Хорошо, если поддержка государства со временем будет нарастать, станут доступнее ставки по кредитам, будет меньше бюрократических барьеров и будут ясны механизмы закупок и доступа на региональные и столичные рынки. Уже много лет сельхозпроизводители пытаются выйти на столичный рынок, но успехи, увы, незначительны. Попасть даже на ярмарки выходного дня пока затруднительно, на них по-прежнему реализуют продукцию с плодоовощных баз, контроль за деятельностью которых оставляет желать лучшего.

Замена поставщиков, безусловно, также повлияет и на цены продуктов. Экономика - упрямая штука. Дорогое сырье, электроэнергия, транспортные и административные расходы, высокая арендная плата, да и низкий рыночный спрос будут работать на повышение себестоимости их производства, а с учетом наличия n-го количества посредников - и на конечную цену. И общественный контроль вряд ли сможет повлиять на это.

Переходный период будет очень непростым. Крупным сетям, которым, ввиду отсутствия соответствующих оптовиков, будет сложно приобретать оптовые партии значительных объемов в России, пока придется увеличить объемы поставок из Китая и стран СНГ, в том числе, возможно и европейских продуктов питания. Но недобор нынешних объемов продукции по некоторым товарным категориям какое-то время будет существенным.

Сейчас нужно стараться избегать бравурной риторики по поводу быстрого успеха в импортозамещении отечественной продукцией. А она такова, будто бы у нас по всей стране есть десятки тысяч предприятий, оснащенных современным оборудованием и укомплектованных высокопрофессиональными специалистами, которые давно сидели и ждали этого решения. Очевидно, что для того, чтобы модернизировать имеющиеся предприятия и построить новые, потребуются значительные средства и время. А продукция должна начать поступать на рынок уже сегодня - и это наши реалии, о которых нельзя забывать. Что-то же мешало сделать эти преобразования в минувшее десятилетие при лучшей конъюнктуре и инвестиционных возможностях. Вообщем, есть над чем задуматься.



 

О серьезности рисков для отечественных предприятий-импортеров в связи с ответными мерами России

Есть немало российских компаний, которые изначально делали ставку на импорт, евро-интеграцию и теперь получается, что просчитались. Их владельцы много лет копили и мечтали открыть свой бизнес, чтобы импортировать лучшую мировую продукцию.

Многие хотели жить «единым домом», верили в мировую интеграцию и разделение труда. Они создали компании, выстроили отношения, отобрали лучшие иностранные товары, заключили договора, взяли кредиты, регулярно оплачивали поставки продукции в Россию. Теперь получается, что они просчитались, и им просто не повезло, они были излишне оптимистичны и плохо просчитали свои риски.

Конечно же, большинство из них сможет перестроиться и быстро организует поставки из стран, не входящих в Евросоюз, а кто-то, получив этот серьезный урок, увы, станет банкротом.

Можно предложить им попытаться начать все с начала, и может быть даже пойти в бизнес-школы, чтобы учиться стратегически мыслить и оценивать риски, а также детально разработать и успешно внедрить бизнес-план создания и развития бизнеса, ориентированного на российский рынок.

О последствиях введения Россией ответных мер

Можно даже в шутку спросить самих себя, что на самом деле сделала Россия - ввела санкции против Европы или объявила голодовку?

Ну, голодовка, это, конечно же, слишком пессимистично. Хотя есть определенные опасения, что ограничения на ввоз импортных продуктов поставят на грань выживания большую часть людей с низкими доходами.

В дискуссиях в СМИ все больше говорят о запрете импортных продуктов для премиум-сегмента, но ведь дешевые продукты поступают в Россию не только из Китая, но и из стран, попавших под наши санкции.

Заместить половину ассортимента по некоторым категориям будет довольно сложно, и это могут быть как раз низкостоимостные продукты.

Хорошо, если на наш рынок оперативно начнут поступать дешевые товары из Беларуси и стран Латинской Америки. Кроме того, Беларусь наверняка организуют поставки и переработанных европейских товаров. Заработают и обходные схемы - и это немного разрядит сложную ситуацию.

Но, пока не стоит рассчитывать на низкие цены от российских производителей - с учетом тотальной коррупции, дорогих кредитов, высоких налогов, серьезных проблем с логистикой, а также отсутствием отечественных научных разработок, технологий, семян, удобрений и ядохимикатов.

Нельзя не учитывать и нездоровую жажду наживы некоторых наших предпринимателей, бессовестно зарабатывающих на людях любым путем.

Не могу удержаться и не упомянуть, что и усилия наших бизнес-школ по подготовке руководителей и специалистов российского бизнеса, работающих честно и по правилам, конечно существенны и дают результат.

Но сейчас как никогда актуальны эффективные законодательные меры содействия развитию малого и среднего бизнеса, о которых давно говорят.

Кроме того, без активизации усилий надзорных органов, пока больше интересующихся политическим качеством импортных продуктов, проблемы отсутствия дешевых и качественных продуктов будут только нарастать.

Санкции для Европы, это, конечно же, отличный шанс подъема нашей экономики, но без создания соответствующих условий со стороны государства, он может быть легко упущен - чего никак нельзя допустить.



 

Кто же может помочь России в этой ситуации, кроме нее самой?

Сразу приходит на ум такая шутка, что голодающие Африка, Ближний Восток и Латинская Америка помогут сытой России. И в этом есть своя доля правды. В частности, по заданию Правительства, Минсельхоз активно занимается поиском новых импортеров из Египта, Турции, Ирана, Израиля, Марокко, Аргентины, Бразилии и Перу.

Это и понятно, власти осознают все трудности подъема наших производителей и пока не готовы к их субсидированию, снижению кредитной ставки и налогов для них, решению проблем логистики, подключения к энергосетям, строительства дорог и пр. Скорее всего, как и прежде, все ограничится разработкой очередной программы развития предпринимательства на десятилетия вперед.

Видимо и сегодня никто не хочет портить отношения и бороться с местными дельцами, скупающими за бесценок продукцию у производителей в регионах (например, 1 кг свинины за 20 руб.) и безжалостно устраняющими тех, кто пытается вывезти ее в город самостоятельно.

В таких условиях вряд ли кто-то из крупных оптовиков решится объезжать деревни и села и закупать там продукцию по достойным ценам. По-прежнему, никто не хочет связываться и бороться с криминальными элементами, контролирующими рынки и плодоовощные базы.

Действительно, проще поменять одних поставщиков на других, заключив договора с африканскими, ближневосточными и латиноамериканскими странами на поставки вооружения в обмен на поставки продовольствия. Кстати, при этом будет даже выгодно замкнуть все поставки на своих посредников, а заодно и лишить торговые сети права напрямую заниматься импортом.

Предполагается, что и Таможенный Союз заработает в полную силу, да еще и укрепится за счет вступления в него ранее колеблющихся стран СНГ, которые также готовы увеличить поставки своей продукции на освободившиеся рынки.

Уже можно говорить о том, что европейские страны, попавшие под российские санкции, реально надолго потеряли свои прежние рынки сбыта.

Но и отечественным потребителям следует подготовиться к росту цен из-за возрастающего транспортного плеча, усложнения логистики поставок продукции (не как раньше из Европы, а из-за океана) и по новым транспортным схемам.

Контроль за ростом цен в торговых сетях силами инспекторов также создаст дополнительные сложности выполнения их требований и вынудит сети искать и завозить наиболее дешевую, а значит низкосортную и низкокачественную продукцию.

К тому же, замена рыночного регулирования госрегулированием никогда не приводила к положительным результатам. И в этот раз мне очень бы хотелось в этом ошибиться.



 

О прогнозах или чем это всё может закончиться для обеих противоборствующих сторон?

Можно перефразировать этот вопрос в шутливой форме: Чемпионат мира по санкциям – победит ли тот, кто наложит больше всех?

Вряд ли кто сомневался, что ЕС и США остановятся и не ответят на российские санкции. Это произошло и наши ответные меры уже могут коснуться ввоза импортных автомобилей (в первую очередь подержанных), и продукции легкой промышленности.

Но у Евросоюза, США и Канады есть еще больший перечень того, в чем Россия нуждалась, нуждается и будет нуждаться. Это промышленные роботы, специальные технологии, специализированное оборудование, удобрения, семена, ядохимикаты, комплектующие и промышленные товары, без которых отдельные отрасли нашей экономики просто не выживут.

Но главное, возрастает и психологическая составляющая международного сотрудничества - когда компании других стран мира, считая риски, на всякий случай просто воздержатся от взаимодействия с нами.

Следует признать, что мы не сможем быстро найти замену современному специализированному оборудованию, выпускаемому многие десятилетия ТОЛЬКО в конкретной технологически высокоразвитой стране.

Мы САМИ не сможем быстро и качественно создать современные производственные мощности для производства ВСЕГО ТОГО, что ВСЕГДА закупали в мире.

Если санкции продлятся долгие годы, то, скорее всего, нам придется ограничиться выпуском того, что у нас получалось еще с советских времен и довольствоваться низкокачественным ширпотребом из развивающихся стран.

Конечно, есть слабая надежда, что скоро наступят холода, и тогда отношения с ЕС «потеплеют», и тогда, возможно, санкции будут смягчены или отменены. Но пока мы стоим перед проблемой - в кратчайшие сроки сделать то, чего не могли сделать за десятилетия.

Да и первые признаки ощутимых потерь от санкций уже заметны. Роснефть уже просит государство выкупить свои облигации за 1,5 трлн.руб. за счет ФНБ. Российским компаниям на западе рекомендуют начинать выкупать свои долги. Минфин просит ввести налог с продаж. Поставщики и ритейлеры сообщают об увеличении закупочных цен из-за увеличения размеров предоплаты и затрат на логистику. Банки готовы увеличить ставки по кредитам и т.д. И главное - серьезно растут курсы иностранных валют.

Всё это вызывает рост инфляции. А при сокращении объемов сотрудничества с западными странами, снижении покупательской способности населения и уменьшении спроса на отечественные товары - до массового закрытия предприятий и серьезного роста безработицы недалеко.

Это серьезное испытание не только для России, но и для Европы и всего мира. И вряд ли кому-то нужна такая «победа» в войне запретов, самоограничений и неудовлетворенных личных амбиций, тормозящих развитие экономики, в результате которой сильнее всего пострадают простые люди.

Будущее за широким международным сотрудничеством, мировой интеграцией и мировым разделением труда - и мы к этому обязательно вернемся!



 

Об авторе:

Сапрыкин Игорь Викторович - выпускник МВТУ им.Н.Э.Баумана, факультет «Приборостроение» (инженер-механик) и АНХ при Правительстве РФ, факультет «Финансы и кредит»(экономист), к.э.н., много лет работал топ-менеджером в коммерческом банке.

Последние 15 лет работает в бизнес-образовании.

В настоящее время - руководитель ведущего российского маркетингового учебного центра

Контакты для связи:

E-mail: Saprykin@ranepa.ru,

Twitter: @Igor_Saprykin

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сообщаем вам, что набор на наши программы временно приостановлен
По вопросам обучения на программах профессиональной переподготовки и МВА по направлению "Маркетинг" просьба обращаться по телефонам
8(495)434-32-16, 8(495)434-26-39; 8(495)434-23-15; 8(495)433-25-80;
E-mail: pnm@ranepa.ru; umkazarinov@ranepa.ru
Центр «Бизнес и маркетинг»